Методика конструирования учебно-содержательных материалов

Синтез - обратная анализу логическая операция, состоящая в создании единичного целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Мысленное выделение тех свойств предмета, которые составляют качественную его специфику и отвлечение от второстепенных представляет собой абстрагирование. Абстрагирование предопределяет обобщение, т. е. прием, с помощью которого отдельные предметы объединяются в классы на основе присущих им общих признаков.

Для создания учебно-содержательных материалов на начальном этапе следует выделить основные понятия и проанализировать их, т. е. выделить и раскрыть их основные характеристики.

Для раскрытия объема понятий следует провести логическую операцию деления понятий путем распределения в объем предметов, входящих по определенным группам. Основанием для такого деления должны являться определенные признаки.

Существуют определенные правила деления, которые сводятся к тому, что, во-первых, деление должно быть соизмеримым, иначе оно будет или неполным, или при нем останутся лишние члены; во-вторых, деление следует проводить на одном основании; в-третьих, члены деления должны исключать друг друга и, в четвертых, деление должно быть непрерывным, иначе произойдет ошибка в операции.

Одним из действий при анализе понятий является классификация предметов. Классификация представляется как частный случай деления и является операцией, опирающейся на соподчинение предметов и явлений на основе их общих признаков и закономерностей. Классификация «всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой. Поэтому классификацию можно рассматривать как многоступенчатое разветвленное деление, которое придает нашему мышлению строгость и четкость».

Для раскрытия содержания понятий производится их дефиниция или определение. В результате его выполнения получаются основные определения, которые составляют основу любого текста, а в данном случае текста учебного материала, необходимого для изучения. Ещё Аристотель считал определение высказыванием, раскрывающим суть вещи. В нашем случае определение или содержание понятий следует считать характеристикой изучаемых предметов и явлений, выраженной в форме перечисления и описания главных, самых существенных их признаков, которые позволяют четко представить эти явления и предметы.