Методика конструирования учебно-содержательных материалов

В данном случае опорный конспект представляет собой краткое, в виде опорных сигналов, определений, обобщений отражение содержания учебного материала темы. Он в общих чертах повторяет логическую структуру учебного материала с необходимым раскрытием основных понятий.

Необходимость создания опорного конспекта связана с тем, что текст, как правило, содержит и основную, и дополнительную информацию . При конспектировании наличие второстепенной информации, как правило, ведет к потере нити логических рассуждений и разрыву связей между новыми знаниями и уже имеющимися. Умение конспектировать является одним из основных в учебной деятельности и от него зависит результат обучения. Формированию данного умения преподаватель должен уделять большое внимание, для чего в процессе подготовки к занятиям ему необходимо представить тот объем информации, который следует законспектировать обучаемым.

Опорный конспект, как правило, должен формироваться для каждого из уроков после составления перспективно-тематического плана урока. Для этого из всей информации выделяется основная, необходимая для изучения в заданных условиях. Эти условия регламентируются базовыми знаниями, межтемными связями, целями изучения темы и отдельных уроков, временем, отведенным на усвоение материала, наличием учебной литературы и т.п. Иными словами, опорный конспект составляется при подготовке к отдельным занятиям на этапе разработки.

Опорный конспект является продуктом деятельности по созданию учебно-содержательных материалов и его создание завершает этот процесс.

Наличие опорных конспектов у преподавателя и обучаемых способствует оптимизации учебного процесса. Это связано с тем, что компактные, необычные опорные сигналы вызывают интерес обучаемых, побуждают их к активной работе, заостряют внимание на основных проблемах темы. В них имеется и элемент игры, и экономия времени, и ориентировка на психологию обучаемых.