Методика формирования учебного плана

- науки о живой природе;

- науки о неживой природе.

Классификация наук, которая может быть применена при формировании содержания дисциплин общеобразовательной подготовки, предложена Кедровым Б.М. . Автор утверждает, что науки можно подразделить на такие виды: философские, математические, естественные, технические и социальные.

Взаимосвязь рассмотренных факторов и определяет набор учебных дисциплин, который в самом общем виде включает в себя гуманитарный, фундаментальный, социально-экономический и естественно научный циклы дисциплин. Каждому из ступеней образования присущ свой перечень предметов, который постоянно дополняется при переходе к более высокому уровню квалификации.

Перечень учебных дисциплин общеобразовательной подготовки не зависит от профиля подготовки специалиста и его будущей специальности, а зависит только от образовательного и образовательно-квалификационного уровня подготовки специалиста. Следовательно, для определения состава общеобразовательной подготовки необходимо, в зависимости от уровня квалификации, выбрать необходимый перечень дисциплин, охватывающий элементы структуры общечеловеческой деятельности и объекта познания.

По иному принципу строится структура политехнической подготовки или профессионально-ориентированных дисциплин. Политехническое обучение ставит задачу усвоения обучаемыми основных закономерностей построения и функционирования технических систем, изучение основ технологии, а также формирование навыков, которые необходимы каждому человеку при соприкосновении с техникой, независимо от характера его будущей деятельности. Этот компонент содержания образования является сквозной линией образования и отражается в учебных планах подготовки специалистов любого профиля и квалификации. Предметом политехнической подготовки являются общие основы техники и технологии. Переход к техническому образованию политехнического обучения носит профессиональный характер, этот цикл дисциплин справедливо назван профессионально-ориентированным.