Методика формирования содержания дисциплин профессиональной подготовки

«Конкретная технология» включает разделы: технологию монтажа и наладки электрооборудования, организацию эксплуатации электрооборудования; проведение ремонтных работ и опробование оборудования, условия экономического проведения работ.

Составляющая «Охраны труда» должна содержать разделы, обеспечение безопасных условий проведения всех видов работ; гигиена труда и производственная санитария.

При этом в зависимости от профессии в содержание курсов профессиональной подготовки рабочих включаются только те разделы материала, которые охватывают подобъект изучения, который лежит в основе профессии. Так для электромонтера по ремонту и обслуживанию кабельной сети «Общая технология» включает темы: принципы передачи и распределения электроэнергии; «техника» - ЛЭП, кабели, «конкретная технология» - ремонт и обслуживание кабельных сетей и т.д.

При подготовке специалистов среднего звена дисциплины профессиональной подготовки несколько расширяются в связи с изменением диапазона деятельности и расширением объекта изучения и включают такие разделы: общую технологию, технологическую технику, элементы расчетов, необходимых для проектирования, организация управления и конкретную технологию.

В вузах специальные учебные дисциплины колледжа расширяются за счет углубления их теоретических положений. Подготовка дополняется рядом учебных курсов, которые присущи только высшим учебным заведениям 3 и 4 уровней акредитации. Среди них - спецкурсы техники, технологии, теоретические основы проведения научно-исследовательской работы, углубленная проектная и экономическая подготовки.

Отсюда определяются единицы программы профессиональной подготовки специалистов. Для формирования учебной программы необходимо не только выделить необходимые элементы, но и связать их в необходимую систему, определив логику и последовательность изучения. Данный этап закономерно продолжает анализ профессиональной деятельности специалиста.

Своеобразие построения программ профессиональной подготовки заключается в том, что их начальной единицей является нераскрытое целое, которое впоследствии разграничивается путем углубленного изучения его элементов. Такой тип построения программ можно характеризовать как метод обучения по спирали, когда на каждом из этапов углубляется и конкретизируется представление об определенных элементах профессиональной деятельности.