Методика формирования содержания дисциплин профессиональной подготовки

Как отмечалось ранее, в рамках профессионального образования в качестве объекта изучения принимается структура технологического процесса или технологической системы, которая определяет область деятельности специалиста. Любое производство или его автономный элемент, вплоть до отдельного технического устройства, могут быть рассмотрены с точки зрения их технологии, оборудования или техники, организации и управления, экономики, охраны труда и техники безопасности, правовых норм, используемых в отрасли и экологии.

Объект изучения, как правило, имеет ряд подобъектов. Например, для электрической станции такими подобъектами могут быть цеха, энергоблоки и т.д. Каждый из подобъектов также может рассматриваться с точки зрения перечисленных выше позиций. Взаимосвязь структур профессиональной деятельности и объектов изучения и определяет в конечном счете обобщенную структуру содержания профессионально-теоретического образования. При этом набор элементов совокупной структуры зависит от уровня квалификации будущего специалиста.

В соответствии с разделами отраслей и структуры содержания профессиональной деятельности выделяются и соответствующие подгруппы учебного материала. Так, для освоения энергетической техники рабочему необходимо выучить назначение, принцип действия и конструктивные особенности того электроэнергетического оборудования, с которым он будет работать после окончания училища. Выбор этого оборудования и глубина его изучения зависят от специализации рабочего. Так, например, электромонтеру по обслуживанию высоковольтного оборудования на электростанциях и электрических сетях необходимо, прежде всего, в совершенстве знать высоковольтное оборудование, в это же время электромонтеру по обслуживанию оборудования релейной защиты и автоматики достаточно знать подробно лишь низковольтное оборудование, а высоковольтное - на уровне ознакомления.

Таким образом, структурный состав раздела «Техника» включает для электроэнергетика включает разделы: электрические машины и трансформаторы, низковольтные аппараты; высоковольтные аппараты; линии электропередачи; электротехнологические установки потребителей электроэнергии; измерительную технику; устройства релейной защиты и автоматики.

Раздел «Технология» должен включать в себя следующий учебный материал: принципиальные электрические схемы электроустановок, основные принципы производства, передачи и распределения электроэнергии, режимы работы электроустановок.