Методика формирования содержания дисциплин профессиональной подготовки

Теоретическая деятельность формируется в рамках теоретического обучения, а практическая - в рамках практического обучения. Отличие теоретического обучения от практического заключается в том, что в рамках теоретического обучения изучается результат процесса познания, исходя из того, что знания усваиваются независимо от процесса их получения. В практическом обучении важен процесс получения продукта, ибо без показа и, соответственно, усвоения трудовых операций, приемов и процессов не могут быть сформированы практические умения. Кроме того, отличие теоретического и практического обучения связано с тем, что результатом теоретического обучения являются идеальные объекты или умения осуществлять теоретическую деятельность, а практического - материальные объекты или умения выполнять практическую деятельность, получая материальный продукт.

Рассмотрим все вышеприведенные понятия применительно к профессиональной подготовке специалистов технического профиля - рабочих, служащих, инженеров, исследователей.

Цель профессиональной подготовки - это формирование умений осуществлять производственный процесс в отрасли. Обобщенным объектом деятельности при этом является отрасль промышленного производства и ее производственные процессы.

Производственным процессом называется совокупность основных технологических процессов и преобразований, а также трудовых действий человека. Производственный процесс включает как трудовой, так и технологический процессы.

Объектом изучения теоретического обучения является технологический процесс, а практического - трудовой. В соответствии с этим можно определить цели теоретического обучения специалиста технического профиля.

Цель теоретического обучения - формирование основных представлений о сущности производственного процесса, формирование системы понятий и умственных действий с ними, раскрытие сущности, цели, задач и содержания технологических процессов, формирование умений осуществлять расчет, прогнозирование технологических процессов.

Цель практического обучения - формирование практических умений выполнять трудовые действия или формирование умений осуществлять производительный труд.

Рассмотрим последовательно методику формирования программы теоретического и практического обучения.