Методика формирования содержания дисциплин профессиональной подготовки

Умения - это способность выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний. Умения подразделяются, в свою очередь, на предметно-практические, предметно-умственные, знаково-практические и знаково-умственные . Предметно-практические умения - это умения выполнять действия по перемещению объектов в пространстве и изменению их формы. Главную роль в выполнении предметно-практических действий выполняют перцептивные образы, которые отображают пространственные, физические и другие свойства предметов и обеспечивают руководство рабочими перемещениями в соответствии со свойствами объекта и с заданной деятельностью.

Предметно-умственные умения - это умения по выполнению операций с умственными образами предметов. Они требуют наличия развитой системы представлений и способности к умственной деятельности .

Знаково-умственные умения - это умения выполнять операции со знаками и знаковыми системами. Например, к ним относятся действия, которые необходимы для выполнения логических и расчетных операций. Эти действия позволяют решать широкий круг задач в обобщенном виде.

Знаково-практические умения - это умения по умственному выполнению операций со знаковыми системами. Примерами этих действий является умение писать, определять курс по карте, получать информацию об устройстве по схемам.

Как видно из приведенных формулировок, знания и умения так или иначе связаны с выполнением определенных действий, они неразрывны и взаимозависимы. Умения не могут быть существовать без знаний, как и знания без подкрепления их умениями не имеют смысла.

Очевидно, что эта взаимосвязь находит свое отражение и при раскрытии понятий теоретической и практической деятельности, точно так же, как умственная деятельность является теоретической, тесным образом связанной с практическими операциями, с различными видами и образами информации.