Методика анализа учебной литературы

- использование официально принятой терминологии;

- соответствие терминов обозначениям;

- единообразие написания наименований и др.

Доступность учебника определяется использованием при составлении текста главных дидактических законов и принципов, среди которых едва ли не важнейшим должен быть принцип «от простого к сложному», т. е. простой учебный материал обязательно должен предшествовать сложному и при изучении учебной дисциплины необходимо идти от низшей степени абстракции к более высокой. Более подробно основные принципы построения содержания учебного материала будут изложены далее при раскрытии методики формирования логико-содержательных материалов. В данном случае показаны лишь требования, предъявляемые к анализу уже имеющейся учебной литературы.

Кроме целевого и содержательного компонентов, следует анализировать еще и представленные в учебной литературе организационный и контрольно-коррегирующий компоненты. Это связано с тем, что современный учебник должен не только концентрировать необходимую информацию, но и отражать установку на обучение и основу учебной деятельности.

Общая схема деятельности по изучению учебного материала может быть представлена формулой

Суть органометрического метода состоит в том, что преподаватель, выделив необходимые показатели качества, оценивает каждый из учебников определенной суммой баллов. Пользуясь результатами качественного и количественного анализа, он и выбирает наилучший из учебников. Точность этого метода зависит от квалификации преподавателя, но при сравнении нескольких учебников это положение не влияет на результаты, т. к. при оценке различных учебников преподаватель обычно подходит с одними и теми же критериями.

В результате анализа может случиться так, что ни один из учебников не соответствует требованиям преподавателя. В этом случае необходимо определить степень участия иного учебного издания в учебном процессе . Необходимо также определить способы компенсации недостатков учебников.