Методика анализа учебной литературы

Основные требования, которые предъявляются к содержанию учебной литературы были заложены еще в первую учебную книгу «Азбуку» в 1574 г. Но они сохранили свое значение и до наших дней. Среди них главными являются доступность, систематичность, иллюстративность представления учебного материала. В наше время к этим требованиям добавились такие, как оптимальность дидактического объема учебника, посильность представленного в нем материала для обучения, научность и связь с практикой. Кроме того, в данном случае определенную роль играет и правильность отображения рассматриваемых явлений, соответствие государственным стандартам в обозначениях, логичность и последовательность изложения учебного материала. При этом чрезвычайно важным является наличие логической четкости связей, обусловленности переходов и последовательность изложения.

К наиболее часто встречающимся недостаткам представления содержания учебников относятся:

- неправильное фиксирование причинных связей;

- взаимоисключающие утверждения;

- противопоставление понятий логической последовательности рассуждения;

- смысловое смешение плана;

- нечеткая формулировка при построении определений;

- неточность словоупотребления и неверное использование фразеологических сочетаний;

- излишний лаконизм.

Содержание учебника характеризуется также формой выражения, языком и стилем, так как в каждой области знания, в каждой профессии имеется свой круг идей, своя специфическая лексика, фразеологические выражения и традиционные приемы изложения материала. В техническом тексте, кроме того, должны соблюдаться такие требования как: