Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы

Отношение к ним обычно индифферентное. У одних это может быть связано с адаптационными трудностями , у других - с характерологическими особенностями , у третьих - это осознанная позиция , у четвертых -с характеристиками самого коллектива.

Руководитель первичного коллектива должен уметь разбираться в направленности личности таких членов и, если это необходимо, помочь им обрести более высокий статус, вовлекая их в активную совместную трудовую и общественную деятельность. Потребность в высоком психологическом статусе одна из важнейших социогенных потребностей личности. Безличность - это безразличный для других людей индивид, человек, от которого «ни жарко, ни холодно», чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в жизни. Живущий по принципу «я сам по себе» в конечном счете персонализируется и перестает быть полнокровной личностью. Индивид обычно переживает состояние психологического дискомфорта.

Он никому не нужен, никто им не интересуется, ни о чем не спрашивает, никто его и не ждет, никак не реагирует на его появление. Замечена также тенденция индивидов покидать те первичные группы, в которых не происходит ост их психологических статусов, и поиск тех групп, где, как им кажется, их могут понять и оценить.

В коллективах, где утвердился здоровый психологический климат, где усилия каждого становятся достоянием гласности и адекватно оцениваются, где все вовлечены в активную совместную деятельность, создаются все объективные предпосылки для роста психологических статусов каждого индивида. Не случайно специальные исследования фиксируют, что в высокоорганизованных творческих и активно работающих коллективах большинство членов имеют статусы лидера или предпочитаемого.

Для определения психологических характеристик используются такие способы анализа в процессе обучения: наблюдение, тестирование и психодиагностика.

В современной педагогике и психологии на сегодняшний день применяются различные методы психодиагностики личности, которые также могут применяться при анализе базовой характеристики личности.

Одно из значений диагностика определяется словом «диагноз», что в переводе с греческого языка означает распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики человека.