Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

1. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

2. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

При теоретическом образном мышлении материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Обычно этот тип мышления преобладает у работников литературы, искусства, вообще у людей творческого труда, имеющих дело с образами.

Отличительная особенность наглядно-образного типа мышления состоит в том, что мыслительный процесс при данном типе мышления непосредственно связан с восприятием мыслящего человека окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти . Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых -среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.