Методика анализа профессиональной деятельности специалиста

- в разделе «Назначение специалиста» прослеживался экстенсивный подход и не указывались четкие виды деятельности, к которым готовится специалист в процессе обучения;

- в разделе «Квалификационные требования к специалисту» указывались только требования к информационному обеспечению учебного процесса или требования к тому объему информации, который следует освоить обучаемому, что не давало представления о характере труда специалиста, перечне типовых задач его деятельности.

Все эти недостатки привели к тому, что разрабатываемые документы были не в полной мере востребованными в системе образования.

Второй этап становления квалификационных характеристик в системе профессионально-технического образования относится к 90 годам. Следует отметить, что введенная в действие в тот период квалификационная характеристика в системе профессионально-технического образования существует до настоящих дней. В инструктивном письме по порядку введения квалификационной характеристики указывалось, что «квалификационная характеристика является государственным документом, устанавливающим цели обучения для каждой специальности высшей школы». Квалификационная характеристика указывает профессиональное назначение специалиста и определяет совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей».

При этом указывалось на необходимость использования квалификационной характеристики при организации и проведении приема в учебные заведения, составлении учебных планов и программ, составлении учебников, методических пособий и других методических материалов. Квалификационные характеристики по инструкции должны были играть основную роль при определении потребностей в кадрах, планировании подготовки специалистов, плановом распределении. При этом квалификационные характеристики должны были составляться ведущими кафедрами, готовящими специалистов соответствующего профиля.

Таким образом, с 1981 года в образовании начался процесс активного конструирования и использования квалификационных характеристик, что положило начало новой вехи развития профессионального образования и потребовало иного взгляда на учебный процесс в высшей и профессиональной школе.