Методика анализа профессиональной деятельности специалиста

Остановимся подробно на средствах деятельности по формированию содержания образования.

Информацию о деятельности будущего специалиста можно получить различными способами - наблюдая его работу, беседуя с рабочим, анализируя должностную документацию. Самый простой и быстрый путь анализа - это анализ уже имеющейся образовательно-квалификационной документации, которая описывает личность и деятельность, а также образовательные требования к специалисту. Это описание начинается с модели , которая конкретизируется в специальных документах, которые создавались на протяжении более 40 лет.

Известно, что для качественного выполнения любой деятельности, в том числе и дидактической, следует четко оговаривать требования, предъявляемые к конечному продукту. В данном случае цели профессионального образования включают социальный заказ, который сформулирован в образовательных программах и соответствующих правительственных документах. Так национальная программа «Освіта» предполагает, что в результате образования «должно происходить формирование образованной творческой личности, становление ее физического и морального здоровья, обеспечение приоритетности развития человека, возрождение и трансляции культуры и духовности во всем разнообразии отечественных и мировых образцов» .

Это положение необходимо перевести на язык педагогики, сформулировав при этом четкие цели и задачи подготовки специалиста конкретного профиля. Частично эта работа осуществляется на эмпирическом уровне при формулировке социального заказа. Продукт такой трансформации называется квалификационной характеристикой.

Этот документ создавался в бывшем СССР на протяжении 30 лет и на сегодня уже существует в форме так называемой образовательно-квалификационной характеристики, которая в Украине начала действовать с 2000 в системе высшего образования. История создания этого документа в системе ПТО и динамика его изменения приведена ниже.

Первый этап создания такого документа относится к 70 годам, когда Министерство образования СССР издало первый приказ о необходимости разработки квалификационных характеристик системы образования. Сам факт появления такого документа имел положительное значение для развития системы образования, ибо улучшал систему планирования, учитывал требования к специалистам при разработке содержания образования. Но имеющиеся в то время документы имели ряд существенных недостатков, а именно: