Методика анализа профессиональной деятельности специалиста

Рассмотрим последовательно выполнение каждого из указанных действий.

Первый этап - анализ отрасли народного хозяйства для заданной профессии. При этом целесообразно указать основные направления развития отрасли, перспективы ее дальнейшего развития, основные противоречия и проблемы, существующие в отрасли. В случае создания новой специальности данный раздел анализа является наиболее важным, поскольку именно он показывает целесообразность введения новой специальности, т потребность ее на рынке труда.

Второй этап - установление следующих категорий по наименованию профессии и специальности:

- образовательный уровень;

- образовательно-квалификационный уровень.

Третий этап - установление предмета деятельности или под отрасли народного хозяйства, к которой принадлежит заданная профессия, и тех предметов, объектов и процессов в отрасли, на которые направлена деятельность специалиста . Это даст возможность в дальнейшем описать ее характеристику. Под отрасли народного хозяйства зависят от самой структуры отрасли. Так, например, объектом деятельности электроэнергетика является система производства, передачи, распределения потребления электроэнергии и оборудования, обеспечивающего их выполнение.

Четвертый этап - установление видов деятельности, присущих данному квалификационному уровню, и определение их уточненной характеристики. Для этого следует учитывать, что каждому квалификационному уровню присущи определенные виды профессиональной деятельности.

Пятый этап - формулировка профессионального назначения и условий использования специалистов. Пример определения видов деятельности на основании наименования рабочей профессии и сферы деятельности приведен.

Шестой этап - описание характеристики деятельности. Данное описание рекомендует стандарт образования.