Менталитет в структуре образовательно-педагогической аксиологии

4. Именно в связи с принципиальной возможностью управления ментальностью, ее коррекцией и преобразованием и возникает проблема взаимоотношений ментальность – образование и образование – ментальность. Необходимо осознать, что сфера образования является наиболее технологичной, а потому и наиболее эффективной сферой влияния на ментальность не только личности, но и социума в целом. Отсюда следует, что ментальность во всем своем междисциплинарном понимании должна быть введена в структуру образовательно-педагогической аксиологии. Более того, занимать в системе этой аксиологии иерархически высшее место.

5. Мы считаем необходимым указать на явную недостаточность активно обсуждаемого понятия «педагогическая аксиология», Педагогика – наука прежде всего технологическая, определяющая механизм, процесс движения от цели педагогической деятельности к ее результату. Разумеется, и цель и результат собственно педагогической деятельности, а следовательно, и аксиологические блоки соответствующей педагогической системы при этом имеют определяющее значение . Но лишь на уровне будущей технологии достижения этих вполне конкретных, педагогических целей. Что же касается менталитета, то, будучи категорией, прежде всего, социальной , он должен войти в структуру ценностей и целей образования, не сводящегося только к педагогическому процессу, но и выражающего широкое социальное явление, самым непосредственным образом влияющее, предопределяющее и механизм социального наследования духовных ценностей социума, и необходимый процесс обогащения этого самобытного наследия общечеловеческими, цивилизационными ценностями других социумов, и осторожную, эволюционную по своей природе коррекцию и даже преобразование этих духовных ценностей в интересах прогрессивного развития социума. Именно это обстоятельство заставляет ввести в научный и, надо полагать, практический оборот синтезированную категорию «образовательно-педагогическая аксиология», отражающую единство целевого, содержательного и, процессуального аспектов широко понимаемой образовательной деятельности.

6. Конечно, критерии прогрессивности или регрессивности движения социума во многом зависят от господствующих в социуме идеологических и политических парадигм и доктрин. В этом смысле весьма относительны и соответствующие характеристики «хорошей» и «плохой» ментальности...