Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Предупреждение инвалидности может предусматривать не

только осуществление мер медицинского характера, в частности,

оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и

послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с

целью профилактики возникновения вторичных отклонений в

процессе становления психофизических функций.

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов — «социального вывиха» — оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в развитии и создание методического обеспечения для работы с ними.

Программы ранней помощи

Известные в мировой практике программы ранней помощи:

Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития , Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» — характеризуют одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия.