Личностные трудности, влияющие на характер общения у дошкольников

Первостепенной задачей взрослого в работе с такими детьми является установление доверительных отношений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился позитивный опыт таких действий. Необходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаблюдать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованности, игра увлечет его — таким образом возникает основа для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ребенка деятельность.

Если положительный эффект достигнут, надо последовательно разнообразить действия, приносящие ребенку удовольствие, усиливая эмоции выражением собственной радости, показывая ребенку всю прелесть общих действий и взаимопонимания.

После закрепления у ребенка потребности в контакте, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм взаимодействия и новым играм .

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже в раннем возрасте. Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. На этом этапе дети осознают особенности своего поведения, соотносят его с общепринятыми нормами и правилами, могут предвосхитить результат своих действий и оценку со стороны взрослого.