Личностные трудности, влияющие на характер общения у дошкольников

• недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.);

• индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);

• страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости И от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.