Контроль и оценка эффективности учебного процесса

Следовательно, при проектировании профессионально-ориентированной технологии обучения перед преподавателем встает задача выбрать методы и формы контроля, критерии качества усвоения изученного материала, разработать процедуры его осуществления, обосновать способы индивидуальной коррекции учебной деятельности.

Большинство названных аспектов в общей педагогике достаточно хорошо исследованы. Наиболее полно они обоснованы в трудах отечественных педагогов B.C. Аванесова, СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, З.Д. Жуковской, Н.В. Кузьминой, И.П. Подласого и других.

К сожалению, в современной педагогической теории подходы к определению таких понятий, как «оценка», «контроль», «проверка», «отметка» и других, с ними связанных, не являются строго установившимися. Нередко они смешиваются, взаимозаменяются, употребляются то в одинаковом значении, то в различных. Обоснуем каждое из названных понятий.

Общим, родовым среди них выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучающихся. Таким образом, речь идет о совокупности организационных и методических приемов получения и анализа количественно-качественных показателей, характеризующих результативность учебного процесса. Выявление и измерение называют «проверкой». Поэтому проверка - составной элемент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом/объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов, требующих корректировки. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученное™, но и объема учебного труда обучающегося. Кроме проверки контроль содержит в себе «оценивание» (как процесс) и «оценку» (как результат) проверки. Оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, численных аналогах оценки).