Консультирование как особая форма учебной работы в вузе

Независимо от этого целесообразно дать краткое разъяснение, направляющее дальнейшую самостоятельную работу студента по правильному методологическому пути. Устное разъяснение с конкретными примерами обычно хорошо помогает в этих вопросах и предостерегает от ошибок.

Худшим видом консультаций являются те, которые предполагают лишь натаскивание и главным образом направлены на заучивание материала без особой заботы преподавателя о развитии мышления и интереса к науке, а также о самостоятельности суждения обучающихся. Такие консультации не отвечают задачам высшего образования.

Разумеется, что вопросно-ответная форма консультации не единственная и не самая лучшая. Педагогический опыт показывает, что наилучшие результаты дает консультация, которая начинается с вопросов студентов, затем переходит в своеобразную беседу-дискуссию с преподавателем по наиболее важным проблемным вопросам, поднимаемым ими или же тактично выдвигаемым самим преподавателем. Педагог в этом случае быстро рассматривает вопросы, не имеющие существенного значения, дает краткие ответы и разъяснения, а затем переключает обучающихся на беседу по принципиальным научным вопросам. Чем проще обстановка, тем больше студенты чувствуют себя полноправными участниками такой беседы-дискуссии, тем ценнее ее результаты.

Важным элементом в работе преподавателя являются групповые и индивидуальные консультации, проводимые в предэкзаменационный период и в период непосредственной подготовки к зачетам и экзаменам. От методики проведения таких консультаций во многом зависит результат I успеваемости студентов.

Предэкзаменационные консультации проводятся с целью:

♦ дать организационные указания о порядке работы при подготовке к экзамену (зачету), рекомендации по лучшему усвоению и приведению изученного материала дисциплины в стройную систему;