Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

При этом, безусловно, следует иметь в виду сложность и противоречивость данного процесса, его диалектичность, и далеко не всегда возможное в силу определенных объективных и субъективных причин достижение результата адекватного аксиологической направленности образования, тем этическим и эстетическим идеалам, на которые оно ориентируется в своем ценностном содержании.

Одну из ведущих идей концепции осуществляемого исследования составляет идея о том, что аксиологические ориентиры, воплощающие в себе национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, по сути своей историчны. Это означает, что они не только всегда принадлежат конкретной эпохе, но и обладают способностью на новом витке своего исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя в них свое конструктивно-позитивное, непреходящее по присущему им содержанию значение.

Так, в качестве высшей ценности образования в эпоху античности признавался идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория – Красота, обращенная прежде всего к духу и телу человека. Она существенно дополнила представление о гармонично развитой личности. Античный идеал в эпоху Возрождения приобрел новый смысл и более глубокое социальное и философско-этическое звучание под влиянием пафоса утверждения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в образовании, построенной на вере в безграничные возможности человека, его воли и разума, концепции о гармоничной, раскрепощенной творческой личности как высшем начале бытия. Человек, личность, ее внутреннее богатство и достоинство, становятся в один ряд с Истиной, Добром и Красотой. Человек является теперь центральным пунктом системы ценностей, ее главным носителем, концентрируя в себе самом, в своей созидательной, творческой деятельности этические и эстетические идеалы века. Эпоха Просвещения, виднейшие деятели которой боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» всех членов общества, придавая в этой борьбе особое значение распространению знаний, образования. Его высшей ценностью они считали истинное Знание, преодоление заблуждения.