Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Установление преемственной взаимосвязи между гуманистическими аксиологическими теориями этики и соответствующими им педагогическими концепциями предоставляет возможность более широкого и четче аргументированного выбора ценностных ориентации для обоснования духовно-нравственного аспекта актуальных задач развития современного отечественного образования.

Исторический опыт свидетельствует, что проблема ценностей всегда оказывалась приоритетной, ее постановка обострялась и приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи обесценивания культурной традиции и порой огульной, недостаточно обоснованной дискриминации прежних идеологических и этических устоев общества, поспешной и слабо аргументированной заменой их новыми идеалами и целями.

Понятно, что в такой исторической ситуации с особой научной строгостью и социально-нравственной ответственностью надо подходить к отбору способов и критериев, с помощью которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений общественной жизни и нравственных принципов, определяющих сознание и поведение людей в плане Добра и Зла, Истины и не истины, Красоты или уродства, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

Для решения этой сложной и важной проблемы во всех сферах жизни общества и деятельности его членов в целях оценивания всего того, что может выступать в качестве «предметных ценностей» – объектов ценностного отношения и «субъективных ценностей» – духовных и нравственных ориентиров поступков и действий человека, необходимо располагать соответствующим надежным и эффективным научным инструментарием.

Между тем, годы негативного, в основном нигилистического отношения в нашей философской науке к аксиологии, которая призвана обеспечивать таким научным инструментарием, отрицательно повлияли на его создание и привели к серьезному отставанию нашей теории ценностных ориентации, а в ряде случаев, как это имеет, например, место в образовании, в частности, в педагогической науке, к фактическому отсутствию систематизированных аксиологических знаний в этой столь значительной области духовной культуры.