Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

В истории этики категория ценности, тесно связанная с понятием Благо, представлена различными традициями, прежде всего гедонистически-эвдемонистической, к которой относится множество школ и концепций самых разных исторических периодов – от концепции Демокрита, Эпикура, Лукреция до этических теорий Т. Гоббса, Д. Юма, П. Гассенди; от них это направление восходит к учениям французских и английских материалистов XVIII века, утилитаристов, а далее рассматриваемая традиция ведет к Л. Фейербаху, Дж. Сантаяне, Д. Дрейку, М. Шлику, позднему Б. Расселу и множеству других философов. В это же направление, в котором понятие Блага как высшей ценности трактовалось в качестве исходной категории морали, включались самые разнообразные по своим концептуальным позициям этические теории Сократа, Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, Ф. Хатчесона, А. Смита, Г. Сидтуика, а в XX в. – И. Гартмана, Дж. Мура и его многочисленных последователей – представителей аксиологического интуитивизма.

К трактуемой традиции есть основания отнести известного германо-американского ученого Эриха Фромма крупного представителя философской антропологии XX в.

Разработанная им система ценностей базируется на том, что Альберт Швейцер назвал «благоговением перед жизнью». Ценным и благим по Э. Фромму считается все, что содействует более полному развертыванию специфически человеческих способностей и что поддерживает жизнь. Поэтому критериями оценки тех или иных конкретных этапов человеческой истории у Фромма являются – мера человеческого счастья, благополучия и психологической гармоничности.

К общим всем гуманистическим философским и религиозным системам Запада и Востока целям Э. Фромм относил – преодоление собственной алчности, любовь к ближнему, поиск истины . Последняя из названных ценностей – имеет прямое отношение к сфере образования, к той эпохе ее развития, когда в ней пафос мысли стал котироваться выше, чем пафос памяти, господствовавший в средневековой схоластической школе , который в качестве одного из главных дидактических правил сформулировал следующее положение «Ничего не заучивать наизусть, что не понято прежде рассудком»).