Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Одним из главных призваний отечественного образования, по нашему убеждению, является создание у подрастающих поколений фундаментальных начал не только тех духовных ценностей, которые традиционно выступали в роли непреходящего значения стимулов человеческой жизни и деятельности, но и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях.

К последним могут быть отнесены ценностные понятия, отражающие новые представления об условиях бытия ребенка в социуме, например, – «Другодоминантность»; новое ценностное понимание социокультурных и психолого-педагогических условий и принципов развития и саморазвития личности ; новое ценностное понимание средств педагогической и дидактической деятельности ; новые концепции социально-культурного развития сферы образования . Огромного масштаба лаборатория мирового и отечественного опыта образования и воспитания подрастающих поколений, какой является история этой важнейшей сферы жизнеобеспечения общества, призвана стать важным источником тех критериев, посредством которых может быть произведен научно обоснованный отбор традиционных и новых ценностей образования, составляющих содержательное ядро педагогической аксиологии, а следовательно способных обогатить теорию педагогики в целом.

Действительно, конкретный историко-педагогический анализ такой, например, социально-философской, гносеологической ценностной категории, какой является Истинное Знание, дает в указанном плане много важного и интересного. Компаративистский подход к исследованию этой категории на соответствующих источниках классиков философской и педагогической мысли позволяет определить ее генезис от образно-эмоционального представления о том, что есть истинное знание в образовании, выраженного в «Опытах» Мишеля Монтеня, через стройное дидактическое структурирование и определенную систематизацию этого понятия в «Великой дидактике» Я.А.Коменского, до уже более глубокого понимания рассматриваемой ценностной категории с позиции достижений антропологии, психологии, физиологии, педагогики и дидактики второй половины XIX в. в капитальном труде К,Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» и в других его широко известных работах .

Не менее существенный материал для выяснения педагогической специфики такой социально-философской, общечеловеческой ценностной категории, как Свобода на фоне определенного национально-духовного менталитета, дает анализ ее генезиса от соответствующих концепций Руссо и Гербарта до трактовок этого понятия в педагогическом наследии Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, в знаменитой «Декларации» , в трудах педагогов-марксистов Н.К.Крупской и А.В. Луначарского, в теории и практике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.