Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Конечно, представленная здесь классификация не должна и не может восприниматься как нечто неизменное, статичное. Прав Э. Фромм, когда утверждает, что «законы человеческого существования ни в коем случае не ведут к установлению одного набора ценностей в качестве единственно возможного. Они приводят к выбору, и нам предстоит решать, какой из альтернатив отдать предпочтение перед другими» .

Наша классификация, как известный итог конструктивно-генетического анализа, включает в себя четыре следующих группы специфически педагогических ценностей в сфере образования:

1. Социально-политические ценности .

2. Интеллектуальные ценности образования, на развитие и углубление которых призван ориентироваться педагогический процесс .

3. Нравственные ценности образования .

4. Ценности профессиональной педагогической деятельности ; профессионализм педагога – высокий уровень специальной и общекультурной подготовки, широкая профессиональная и общая эрудиция, педагогическое мастерство, обеспечивающие его конкурентоспособные качества на рынке труда; последовательная ориентация на развитие и укрепление в целостном педагогическом процессе социальных, интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей образования).

На основе данной или другой, более полной структуры специфически педагогических ценностей можно будет конкретнее определить важнейшие задачи, предмет и направления историко-педагогического исследования трактуемой проблемы в целях использования его результатов для научного обоснования логико-структурного и сущностного построения педагогической аксиологии как самостоятельной составной части теории педагогики.