Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Не случайно же К.Д. Ушинский призывал педагогов «как яда, как огня» бояться, чтобы в голову ученика закралась мысль, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть экзаменаторов и получить чин, что наука – это лишь билет для входа в общественную жизнь, который можно потерять или забыть в кармане, когда швейцар уже пропустил вас в зал, где прошедший без билета или с фальшивым билетом, чувствует себя с одинаковой самоуверенностью.

Таким образом, ценностная сущность познавательного интереса в значительной мере определяется отношением ученика, да и зрелого человека – будь он ученый или художник, конструктор или инженер-практик, к целевой направленности своей деятельности по овладению и применению знаний, к ее этическому содержанию.

Но так же, как и при реализации потребности в познании, ориентация на познавательный интерес как на специфическую педагогическую ценность предполагает активную, творческую технологию, обеспечивающую не только усвоение готовых знаний, но и особенно самостоятельные поиски учащимися истины как результата познания.

Конечно, включением потребности в познании и познавательного интереса в систему специфических педагогических ценностей, она не исчерпывается, но, несомненно, расширяется.

Однако главное все же состоит не столько в раздвижении рамок представления о трактуемой аксиологической категории, сколько в том, что в мире ценностей, а это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, сфера духовной деятельности человека, тех его нравственных оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности, происходит усложнение стимулов ее поведения и причин социального действия. «На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать , не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия , а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности» .

В предлагаемой ниже классификации специфических педагогических ценностей они понимаются и как цель, и как условие, и как основание развития образования в целом и деятельности его субъектов – педагогов и их воспитанников, учащихся, в частности.