Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Важнейшей ценностной ориентацией в процессе формирования рассматриваемой потребности, как бы сопутствующей ей как основной аксиологической установке, является качество познания, включающее в себя соответствующие возможности, его составляющие . Можно согласиться с утверждением о том, что превосходство исключительных, «замечательных» людей над всеми прочими, «обыкновенными» обусловливается их большими возможностями... Очевидно именно поэтому Я.А. Коменский, имея в виду потребность в качестве познания, выдвинул в числе решающих выше приведенное условие ее развития, смысл которого состоит в том, что в обучении понимание всегда должно предшествовать запоминанию.

Все изложенное дает достаточное основание трактовать потребность в познании как специфическую педагогическую ценностную ориентацию, реализация которой в образовательно-воспитательном процессе предполагает учет ее качественного своеобразия, определенных условий и методик ее формирования у учащихся.

Сродни потребности в познании – познавательные интересы. Эти две категории однопорядковые. Действенная сила первой проявляется тем полнее, чем рельефнее она выражена во второй. В свою очередь познавательные интересы активизируются и набирают силы по мере того, как укрепляется их связь с потребностью в познании. Познавательный интерес, как и потребность в познании, направлен на определенный объект, в качестве которого выступают конкретные духовные, нравственные и интеллектуальные ценности.

Однако и сам познавательный интерес при известных условиях и соответствующей мотивации личности превращается в духовную ценность, оказывающую благотворное влияние на человека, особенно на юного. Это очень хорошо раскрыл К.Д. Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Здесь великий педагог убедительно показал, что познавательный интерес приобретает огромную воспитательную силу и действительно становится духовной ценностью, если он очищается от всего своекорыстного, меркантильного и сугубо прагматического. Если учеником руководят возвышенные, нравственные цели и интересы в познавательной деятельности, то она, несомненно, будет плодотворной и духовно обогатит юную личность, а сам познавательный интерес станет жизненно важной ценностной ориентацией.