Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества

Эти рекомендации ориентированы на повышение индивидуальной конкурентоспособности, что весьма актуально в условиях, когда альтернативой для каждого может стать безработица. Рабочая сила сейчас — реальный товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и этот товар, чтобы соответствовать спросу, должен быть конкурентоспособным, т.е. иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу . Если проблема профессионализма всегда была в центре внимания отечественной системы образования, то другие параметры успешного поведения не являлись предметом целенаправленного формирования и развития в высшей школе

Изучение японского опыта позволяет выявить своеобразный и, главное, жестко реализуемый подход к подготовке как специалистов, так и профессиональных менеджеров. В основе него лежит единая педагогическая концепция. Суть ее — формирование у обучаемых трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой. Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа Обычно при определении уровня способностей менеджера оценке подлежит его способность принимать решение, планировать, вести беседу, организовывать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

Особое внимание в японской практике подготовки специалистов уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Во многом это объясняется принципиальными изменениями в подходе к работникам, что проявляется, в частности, в использовании принципов социального менеджмента. Наметилась тенденция перехода от "homo sapiens" к "homo integrans" . Предприятиям, в частности, вменяется в обязанность, т.е. они несут социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование, например за овладение им социокультурными технологиями. Анализ такого подхода дает основание предполагать, что система подготовки специалистов должна ориентироваться на такой заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы. В конечном итоге это и обеспечит выпускникам конкурентоспособность.