Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества

Приходится констатировать, что динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, с номенклатурой специальностей и специализаций. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в область экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранного языка.

Истоки этих интересов понятны, как, думается, понятно и то, что эта дополнительная подготовка плохо совмещается с жестко регламентированным учебным графиком традиционной подготовки. При этом следует отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны, как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников. Эти колебания совпадают по времени с динамикой и направлениями развития экономики.

Однако в силу радикальности социально-экономических преобразований в стране сегодня разрыв между спросом и предложением велик как никогда. Что же касается активного прогнозирования потребностей в результатах деятельности высшей школы, то, как показывает анализ, намечавшаяся с начала 50-х годов тенденция несоответствия темпов подготовки научных и инженерных кадров темпам научно-технического прогресса продолжает иметь место и поныне.

В борьбе за выживание отечественные вузы вынуждены начать применять маркетинг как эффективное средство, успешно испытанное в течение последних 30—40 лет вузами развитых зарубежных стран. Д.В. Чернилевский определяет маркетинг как "предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена". При использовании маркетингового подхода к организации деятельности вузов необходимо, прежде всего, изучать и прогнозировать конъюнктуру.