Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества

Базовые элементы модели конкурентоспособности будущего специалиста. Структура базовой модели подчиняется следующей логике: объекты освоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста. Поскольку подробная разработка модели требует больше времени, данный вариант следует рассматривать как некоторую концепцию модели конкурентоспособности для использования ее конкурентными преподавателями в читаемых ими курсах.

Элемент I. Объекты освоения в процессе подготовки:

• Мышление — способы осуществления мыслительных операций и умение ими пользоваться в различных условиях .

• Эмоционально-волевые проявления — эмоции, чувства, волевые акты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества.

• Способы деятельности и поведения — умения, навыки, приемы, стиль поведения в жизни, оптимальные и значимые для реализации личностных и общественных целей в данном обществе и в данное время.

• Ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся на определенном историческом этапе .

• Знания — факты, закономерности, законы в общегуманитарной, естественнонаучной и профессиональной областях, обеспечивающие принятие оптимальных решений .

• Опыт решения общечеловеческих и профессиональных проблем — отечественный, зарубежный, современный, исторический.

• Традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства.

Элемент 2. Требования к личностным качествам будущего специалиста:

• Психологические — эмпатия, эмоциональность, аутентичность, открытость, терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм как философия жизни, развитость восприятия.