Концептуализация и моделирование в истории педагогики

Однако, несмотря на такое разнообразие, все историко-педагогические исследования имеют единые принципы познания, на них воздействуют общие факторы, в них встречаются общие подходы, для них характерны сходные трудности и даже специфические искажения реконструируемого прошлого в процессе его изучения. На некоторых из них мы и остановимся в данной статье.

3. Сложности историко-педагогического познания.

Приближенности процесса познания к историко-педагогической действительности мешает наличие перед глазами историка педагогики некоторых специфических «призраков» научного познания . В процессе разработки концептуальных подходов историка педагогики подстерегает ряд серьезных опасностей, способных исказить весь процесс познания и концептуализации, нарушить адекватность вырабатываемой им «картины мира» историко-педагогической реальности. Прежде всего представляется необходимым дать себе отчет в том, что перед мысленным взором историка педагогики могут встать некоторые затуманивающие взгляд общераспространенные в данной области знания околонаучные представления. Попробуем их охарактеризовать.

Гносеологические призраки в историко-педагогической науке-

1.Призрак школы. История педагогики и история образования в целом смотрят на реконструируемый ими процесс образования по преимуществу с точки зрения школы и того типа обучения, который принято называть «формальным». Любая сфера в истории педагогической практики и теории рассматривается по отношению к школе, все остальные педагогические явления определяются наиболее часто именно как «внешкольные», т.е. как «неформальное» образование.

Такой подход является отражением той перемены в структуре образовательных сфер, которая окончательно произошла в европейском обществе лишь в XIX в. Именно тогда традиционное общество с доминированием семейного воспитания и обучения сменилось индустриальным со школой во главе образовательной индустрии.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>