Концептуализация и моделирование в истории педагогики

Особым направлением выступает история педагогики в виде «образовательной биографии». Это направление пo-новому развивает традиционный подход к истории образования как к истории «великих педагогов», который преимущественно использовался при преподавании в педагогических вузах во всем мире. В педагогике, как области науки и практики, роль образца = примера = авторитета для учителя, при всем собственном его творческом подходе к делу, – особенно значительна, ибо все хорошие педагоги и теоретики прошлого – пример педагогам настоящего Сторонники биографического моделирования считают, что «модели и примеры прошлого могут быть ценны, если мы знаем как учиться у них, не порабощаясь ими» .

Основная идея работающих в данном направлении авторов – реконструировать биографии, представляя их в качестве типичных для того или иного времени моделей образования. Личностно-событийная биография как воплощение практической истории и духовная биография как материализация истории мысли и духа, соединяясь, образуют фундамент данного подхода. Он предоставляет наставнику сегодняшнего дня материалы, которые, резонируя с его собственной биографией, пробуждают в нем педагогические интенции . Перед лицом читателя проходят отмеченные печатью разных исторических эпох, но для педагога равноценные по значимости, модели и варианты различных судеб, отраженных исследователем в биографии. Различное персональное прошлое исторических фигур представляет ключи к решению проблем самостоятельного выбора поведенческих ориентиров, как педагогически-профессиональных, так и человеческих вообще . В таком биографическом прошлом – примеры как для педагога, так и для ученика, примеры для их самообразования и самоопределения в мире, для прояснения стоящих перед ними проблем или показа их новых аспектов. Многообразные образовательные модели в истории предстают в конкретных персоналиях, как педагогов, так и рядовых людей. Остановимся сначала на рассмотрении подхода биографов-историков образования к изучению под данным углом зрения биографий вообще, а затем рассмотрим их подход к биографиям педагогов.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>