Концептуализация и моделирование в истории педагогики

13 Призрак необходимости прямых практических выводов из истории. Считается, что поскольку история педагогики предназначается прежде всего учителям, то ее основной результат обязан выливаться в рецепты поведения педагога, в своеобразные методические указания педагогам наших дней. Упор на постижение практических технических умений, на обогащение содержания н методик преподавания отдельных учебных предметов, на использование конкретных воспитательных приемов отодвигает возможное расширение исследований и привлечения внимания ученых к более глубокому значению и историческим корням даже тех процессов, которые происходят в формальном современном образовании, не говоря уже о внешкольной сфере. Историческая ткань распадается на одномерные эпизоды, не имея основы. Использовать историю для непосредственного осознания и планирования собственных действий – наша несомненная обязанность, однако, остановившись на этом, мы будем думать, что представляем себе всю, цельную историю, но на самом деле будем знать о прошлом лишь малую часть, частично и искаженно воспринимая как целое лишь одну ее сторону , лишь ее прагматичность момента, используя таким образом прошлое для пропаганды современных взглядов и практики.

Все здесь написанное о негативных гносеологических тенденциях, постоянно грозящих истории педагогики, относится, прежде всего, к работе самих авторов статьи. Их перечисление – приглашение к саморефлексии, столь нужной нашей дисциплине и ее научному сообществу в целом. В инструментарий историка педагогики возможно ввести некий метатеоретический фильтр, смягчающий эффект увлечения означенными «призраками», или, как их еще по-другому называл Ф. Бэкон, «идолами» научного разума, – фильтр профессионализма и осознания природы этих и иных возможных призраков, т.е. фильтр научно-методологической саморефлексии, понимающей, что, конечно, не все «призраки» однозначно плохи, требуется лишь их учет и коррекция

4. Научные подходы как гносеологические инструменты в построении историко-педагогических концепций



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>