Концепция цивилизационного подходя к изучению историко-педагогического процесса

Определить некоторые важные перспективы развития историко-педагогического процесса на пороге XXI века позволяет рассмотрение его в контексте понятия «мировая цивилизация». Она представляет собой такое состояние человеческой цивилизации на этапе развития цивилизации-стадии, когда великие и локальные цивилизации, сохраняя свою социокультурную специфику, сливаются в своеобразную планетарную метацивилизацию. Интенсивный процесс формирования мировой цивилизации, имеющий глубокие исторические корни и особенно активизировавшийся в Новейшее время, ставит в повестку дня проблему единого образовательного и научно-педагогического пространства, вопрос о привнесении в педагогические идеологии различных цивилизаций общечеловеческих ценностей, способствует диалогу и взаимообогащению педагогических традиций.

Предложенная концепция цивилизациониого подхода к рассмотрению историко-педагогического процесса позволяет охарактеризовать его развитие с точки зрения системы ценностей и подходов, оформившихся в рамках великих и локальных цивилизаций, что вносит элемент относительности в оценку воспитательно-образовательных явлений. В то же время установка на признание идеи человеческой природы, присущей всем людям и по-разному реализуемой в различных условиях жизнедеятельности, позволяет привнести антропологический принцип в качестве универсального основания, системообразующего звена рас-смотрения историко-педагогического процесса и анализа его конкретных модификаций, обусловленных различными социокультурными де-терминантами.

Таким образом, цивилизационный подход к изучению историко-педагогического процесса позволяет органично синтезировать социокультурный, антропологический и системно-структурный аспекты при его рассмотрении. Цивилизационный подход способствует утверждению идеи всемирности историко-педагогического процесса; 2) проведению антропологической точки зрения на рассмотрение педагогических феноменов; 3) преодолению односторонней социально-экономической интерпретации историко-педагогического процесса, являющейся следствием формациоиного редукционизма; 4) обеспечению его целостной многоуровневой интерпретации с учетом всего многообразия экономиче-ских, социальных, политических и духовных детерминант развития; 5) акцентированию внимания на устойчивых социокультурных стереотипах постановки и решения педагогических проблем. Антропологическая точка зрения на историко-педагогический процесс в рамках цивилизицнонного подхода к его изучению актуализирует рассмотрение проблемы его гуманизации как фактора, обеспечивающего максимальную самореализацию человека в условиях его свободного самоопределения и развития.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4   Следующая > В конец >>