Концепция цивилизационного подходя к изучению историко-педагогического процесса

Имея своим предметом, своей целью и результатом человека, педагогика обращается к формированию трех сфер личности – интеллектуально-познавательной , мотивационно-ценностной , нравственно-практической . То, развитию каких сфер для решения педагогических задач отдается предпочтение, как они иерархизируются, какие считаются приоритетными, каким образом связываются процессы приобщения к знаниям, развитие мышления, формирование мотивов, переживаний, поведенческих навыков, фиксируется в базисных педагогических традициях великих цивилизаций Запада и Востока.

Базисные педагогические традиции выражают также тенденции пре-имущественной ориентации механизмов социализдции, в том числе и воспитания, либо на репродуктивное воспроизведение готовых образцов культуры , зафиксированных в устойчивых стереотипах, либо на свободное творчество, критически преобразующее в своей основе отношение к накопленной культуре и способам ее передачи от поколения к поколению.

И наконец базисные педагогические традиции включают в себя то, как осознается и реализуется в социумах, с одной стороны, стремление интегрировать человека в различные общности , подготовить его к выполнению определенных предзаданных социальных ролей, включить в жесткие надличностные структуры, а с другой – развить в человеке самосознание, недогматическое мышление, самостоятельность оценок и поступков, сформировать личностную независимость, неповторимую индивидуальность.

В логическом ряду «человеческая цивилизация» – «цивилизация-стадия» – «великая цивилизация» – «локальная цивилизация» каждый из указанных уровней задает степень конкретизации педагогических явлений, ту систему социокультурных координат, в которой они должны рассматриваться, соотношение родовых и видовых признаков исследуемых феноменов. Каждый из указанных уровней имеет свой концептуальный смысл для познания и типизации историко-педагогического процесса, изучения мирового педагогического наследия, решения современных проблем теории и практики образования.