Концепции развивающего обучения

В качестве важных условий развивающего обучения в этой концепции выступают следующие:

- все компоненты обучения (программы, учебники, методика, школьная практика) должны быть пронизаны идеей формирования у школьников системы приемов учебной работы разной степени обобщенности (внутрипредметные и межпредметные);

- в каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и сформировать их у учащихся;

- знания должны обеспечить взаимодействие мышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся;

- формирование приемов управления учащимися своей учебной деятельностью.

Рассмотренные концепции развивающего обучения дают возможность сделать вывод о том, что личностноразвивающее обучение, провозглашаемое сегодня приоритетным, остается декларируемым, а не реальным, для отечественной образовательной практики. Это объясняется тем, что в концепциях развивающего обучения основное внимание уделяется общему психическому развитию либо развитию мышления, формированию умственных действий, прочному усвоению учебного материала. Причем решение этих задач относится преимущественно к младшему школьному возрасту. Трансформирование традиционного обучения в личностноразвивающее оказалось для авторов концепций затруднительным. Это связано с тем, что личностная идея в 50-70-е годы XX века (а именно в этот временной интервал появились данные концепции обучения) еще не имела необходимой теоретико-методологической и методической основы, без которой и личностноразвивающее обучение оставалось лишь высокоценной идеей, далекой от теоретического и практического воплощения. Представляется, что наиболее удачной концепцией с точки зрения развития личности в процессе обучения является концепция И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Цели, содержание и методы обучения, связанные с развитием гармоничной личности, представлены в ней в диалектическом единстве. Основные положения этой концепции рассматриваются в соответствующих главах учебного пособия.