Комплексное использование традиционных технических средств обучения

Большую помощь учителю в подготовке комплекса средств обучения может оказать картотека СО, имеющихся в кабинете, составленная для каждого учебного предмета по классам. Картотека может быть подобрана по темам программы - тематическая картотека и по урокам - поурочная. В каждой карточке указываются тема программы и урока, методы и организационные формы обучения, перечень имеющихся по данному вопросу средств обучения с указанием места их хранения.

Сочетание компонентов комплекса может быть как последовательным, так и параллельным. Примером параллельного сочетания служит одновременное использование звукозаписи и статичного экранного пособия (дидактическая ценность экранного изображения усиливается эмоциональным воздействием звукозаписи) или использование модели какой-либо установки с одновременным показом на экране схемы ее действия (одно пособие дополняет и углубляет другое).

Сочетание компонентов комплекса определяется логикой урока и содержанием учебного материала. При комплексном использовании аудиовизуальных средств обучения применяют такие формы их сочетания: динамичные и статичные экранные пособия, экранные динамичные и звуковые, экранные статичные и звуковые, экранные динамичные, статичные и звуковые.

В свое время были выпущены диафильмы, предназначенные непосредственно для использования в комплексе с кинофильмами. Например, по теме кинофильма «Плазма» - диафильм «Плазма», кадры которого фиксируют наиболее важные моменты, показанные в фильме. Аналогично построены диафильмы «Кровообращение и лимфообразование», «Функции в 7-8-х классах», «Двигатель внутреннего сгорания», «Космонавтика и научно-технический прогресс» и др.

Не всегда за основу комплексного использования динамичных и статичных экранных пособий следует брать кинофильм. Выбор основы комплекса зависит от характера изучаемого материала. Если для изучаемого объекта характерна статичность, то основную роль на уроке должны играть диафильм, диапозитив. Кинофильм же послужит дополнительным пособием, углубляющим понятие об объекте. Кстати, со времени появления кинопроектора «Эра-101-автомат» у учителей появилась возможность фиксировать нужный кадр на экране, что позволяет и в самом кинофильме соединить возможности динамичного и статичного показа объекта.