Изучение истории методологии отечественной педагогики

Обозначим ряд аспектов обоснованного нами системного междисциплинарного подхода , который позволил представить процесс, зарождения и развития методологии педагогики как сложное направление отечественной философско-педагогической мысли и выделить конструктивное «ядро» методологических воззрений педагогической науки исследуемого периода . Используя контекстуальный поход : к анализу метапедагогических идей названной исторической эпохи, который сегодня активно применяется в гуманитарном познании в целом , мы вычленили междисциплинарный контекст становления методологии педагогики как самостоятельной дисциплины. Погружение становящейся методологической мысли педагогики в более емкие и разнообразные предметные контексты дало нам возможность обнаружить условия, факторы, предпосылки дисциплинарного складывания методологии педагогики и произвести их типологизацию; определить трудности в ее предметной спецификации, многие из которых не преодолены до сих пор ; выделить направления и школы методологического движения в СССР, оказавшие влияние на процесс формирования педагогической метасистемы.

Следующий метаметодологический ориентир нашего исследования связан с тем, что исторический ход методологии педагогики проанализирован с фундаментальных позиций теоретической истории, исследовательская прорамма которой, находящаяся сегодня в стадии начальной разработки отражает новейшие тенденции развития отечественной историографии .

Одной из методологических установок «концепционной» истории является диахронно-синхронный подход к изучению когнитивных образований , рассматривающий их в единстве истории и современности как сложные системные объекты, которые обладают саморегуляцией и открытостью. Опираясь на синтез принципов генетически-диахронного и структурно-синхронного исследования строившегося методологического фундамента педагогики, мы выделили, с одной стороны, его зародышевую форму и основные линии ее дальнейшего развития на значительном временном промежутке, а, с другой стороны, зафиксировали содержательное и структурное состояние педагогической метасистемы в некоторый данный момент. Иначе говоря, становящийся поток методологического знания педагогики изучаемого периода мы осмыслили и как процесс, и как результат.