Исследования по проблематике профильного обучения

В то же время обзор исследований данного этапа позволяет выделить ряд «белых пятен», важнейшие из которых оказались совершенно не охвачены вниманием учёных. Это, во-первых, опыт организации профильного обучения за рубежом и, во-вторых, возможности использования межшкольного сетевого сотрудничества как организационной формы профильного обучения.

На третьем этапе (с 2004 г.) исследования в области профильного обучения проводятся с учётом методологических положений, содержащихся в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и ряда сопутствующих документов. В то же время два фактора продолжают сдерживать развитие исследований в области профильного обучения:

– объективный: естественная инерционность научных исследований, требующих, как правило, не одного года работы, в силу чего в 2004-2006 гг. были завершены исследования, начатые в 2002 г. и ранее, т.е., до принятия «Концепции профильного обучения»;

– субъективный: отсутствие в отечественной педагогической науке научных школ, рассматривающих проблему профильного обучения в русле организационно-педагогического подхода, что привело к отсутствию «научного задела» в таких значимых аспектах современной модели профильного обучения, как сетевые модели профильного обучения, аттестация учащихся на основе портфолио, организация обучения на основе индивидуальных учебных планов и др.

В силу этого возникла уникальная ситуация, когда массовое издание методической литературы по различным аспектам проблемы профильного обучения практически не опиралось ни на какую иную научно-теоретическую базу, кроме «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».