Исследования по проблематике профильного обучения

– разработанную Т.И. Романовской технологию формирования контингента старших профильных классов с низким уровнем обученности, включающую в себя: социально-экономический анализ потребностей региона, потребностей и возможностей системы образования; организацию допрофильной подготовки учащихся девятых классов и исследование их профессиональных намерений; определение номенклатуры старших профильных классов; критериально-ориентированное тестирование и нормированное тестирование учащихся по профильным учебным дисциплинам; психологическое тестирование; экспертную оценку общих, специальных способностей, уровня мотивации и обученности; интегральную оценку таких параметров, как «обученность», «способности», «мотивация», «Я-концепция» .

Таким образом, на протяжении 2000-2004 гг. получили научное осмысление следующие идеи, которые были затем использованы при подготовке «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»:

– идея о принципиальном различии понятий «углублённое обучение» и «профильное обучение» в целевом, концептуальном, содержательном и организационно-технологическом аспектах (практическая сторона данного различия будет нами подробно рассмотрена в п. 1.3.);

– представления об ориентации профильного обучения на внешний эффект (относительно собственных задач обучения на старшей ступени общего образования) и о направленности профильного обучения на подготовку к эффективной деятельности человека в профессиональной сфере, начиная от поступления в учреждение профессионального образования и заканчивая успешным выстраиванием собственной профессиональной карьеры, – эти представления могут быть обозначены как идея социально открытой старшей ступени общего образования;

– идея предпрофильной подготовки учащихся; при этом суть такой подготовки стала пониматься как целенаправленная комплексная подготовка учащегося к выбору профиля на старшей ступени общего образования.