Использование инновационных технологий в обучении студентов

Еще в 1919 г. в городе Дальтон Е. Паркхарст делает попытку работы с каждым студентом по плану, выработанному совместно с педагогом. Студенты получают возможность продвигаться в изучении программ каждый своим темпом, первую половину дня работают самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещается собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название Дальтон-план. В России он как "метод проектов" применялся во многих вузах в 20-х годах; сегодня практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В США существует также "батовская" система, в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это работа с группой студентов в целом, а вторая - индивидуальные занятия с теми обучающимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравнительно развитыми способностями. С последней категорией работает преподаватель, а с менее способными и отстающими студентами занимается помощник преподавателя.

Характерен план Трампа , широко известный в США как система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40% на занятия в малых группах - 20%; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40%. Студенческих групп как таковых нет, состав малых групп непостоянный .

Объединение идеи модулей с проектом проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения; она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней . Таким образом, на основе проектирования учебной деятельности, рождаются новые технологии обучения. Под технологией обучения мы понимаем реализацию образовательного проекта в конкретных организационно-педагогических условиях.