Использование инновационных технологий в обучении студентов

- содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости обучающихся;

- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Принципы индивидуализированного обучения:

- индивидуализация есть стратегия процесса обучения; индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности; использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым дисциплинам; интеграция индивидуальной работы с другими деятельности; учение в индивидуальном темпе, стиле; предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей студентов, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы; индивидуальная работа требует адекватного уровня развития обще учебных умений и навыков.

Общие особенности технологий индивидуализации: учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость студентов; способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления; учет неразвитости мотивации, слабости воли; оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным обучающимся ; предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование обще учебных умений и навыков; использование технических средств обучения, включая ЭВМ.

Кроме этого, возникают и новые педагогические технологии, идея которых заключается в переходе от объяснения к пониманию, от социального контроля к развитию и самоконтролю - от управления к самоуправлению. Истоки развития личностно-ориентированных технологий содержаться в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В личностно-ориентированном образовании в ходе подготовки педагога фундаментом любой педагогической технологии является понимание и взаимопонимание. В.С. Библер так объясняет это: при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание и диалог. Понимание, прежде всего, - общение, сотрудничество, равенство во всем. Выбор той или иной технологии зависит от позиции обучаемого и обучающегося в учебно-воспитательном процессе. На это обращал внимание еще К. Н. Вентцель, проектируя педагогическую деятельность. Педагог был глубоко убежден в том, что надо делать так, чтобы показывать, рассказывать и спрашивать могли сами студенты, а преподаватель больше слушал, т. е. студенты все время активны, тогда процесс обучения, несомненно, выиграет.