Инновационная модель технологии управления качеством образования

4. Каждое изделие, каждый продукт, каждая разработка и услуга есть прямой или косвенный результат технологического процесса, поэтому эффективным способом улучшить качество является совершенствование процесса. Наиболее эффективно творческие возможности каждого сотрудника можно использовать при бригадной организации работы TQM, что требует умения работать в коллективе.

5. Самым важным аспектом успешной стратегии внедрения TQM является вовлечение ректора в этот процесс. Взять руководство в свои руки ректора должны побуждать два мотивирующих фактора. Первый — это обучение ППС вуза с целью создания интереса к новой технологии. В большей степени оно осуществляется извне вуза. Второй, более важный, — опасения или кризис: возросшие цены на коммунальные услуги, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, отсутствие целевого распределения выпускников, уменьшение заинтересованности сотрудников. Что такое кризис, понятно каждому ректору, но нередко меры по предотвращению его принимаются слишком поздно. Задача ректора — увидеть скрытые возможности кризиса ранее других сотрудников вуза и обратить на это внимание коллектива.

6. Критическим фактором успеха внедрения TQM в вузе является организованное обучение. Начинать обучение надо с ректората, а затем использовать принцип "домино". Учиться следует на успехах и на неудачах — собственных, своих конкурентов, заказчиков, поставщиков.

7. Наибольший эффект TQM дает при согласованном использовании этой концепции на уровне:

• индивидуальном;

• кафедры, лаборатории, отдела;

• института, филиала, других подразделений;

• системы образования региона или системы высшего образования России.