Инновационная культура социального педагога

Самый худший "враг" почти любого нововведения — его генератор (И.В. Бестужев-Лада). Его можно уподобить чрезмерно "чадолюбивому" родителю, благие намерения которого ведут к превращению вполне приличного по началу ребенка в зловещего монстра. Дело в том, что реальная социальная значимость нововведения может значительно отличаться от предполагавшегося, проявить себя не так, как это происходит в действительности под влиянием многообразных факторов и противоборствующих сил, учесть которые сколько-нибудь полно ни один автор не в состоянии. Человек продолжает обычно цепляться за свое первоначальное видение предмета, и это растущее противоречие между должным и сущим способно полностью обесценить нововведение или даже придать ему противоположную направленность с далеко идущими негативными последствиями.

Выделенные нами особенности инновационной культуры находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему. Следует также отметить и некоторые критерии оценки сформированности инновационной культуры социального педагога (творческая восприимчивость к социально-педагогическим инновациям, активность личности педагога-ин-новатора, готовность к введению новшеств и др.).

Творческая восприимчивость к педагогическим инновациям связана с открытостью внутреннего мира педагога культуре, обществу, проницаемостью для иного опыта, готовностью к изменениям, критичностью мышления, способностью преодолевать стереотипы в профессиональной деятельности.

Творческая активность личности педагога-инноватора проявляется в степени интеллектуальной инициативы (термин Н.Б. Богоявленской), в проявлении педагогической интуиции и импровизации, возрастающей динамике творческой активности. Для измерения данного критерия можно использовать методы самооценки, наблюдения, решения педагогических ситуаций в условиях специально организованного обучения (тренинги личностного роста, организационно-деятельностные игры, творческие семинары и др.).