Информатизация образования как веление времени

В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа (myltimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создается VRML - язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language).

Использование виртуальной реальности (VR) - интегративной технологии создания с помощью совокупности программных средств и разнообразных технических устройств иллюзии реальности происходящего в компьютерной среде и активного участия в ней пользователя - в педагогическом процессе порождает эффект присутствия, а это делает возможным изменить всю систему обучения и воспитания. Возникает возможность многие информационные материалы передавать обучаемому через его непосредственное соприкосновение с изучаемыми объектами и явлениями, проектировать воспитательные ситуации, в которых воспитаннику надо будет принимать какие-то решения и предпринимать определенные действия. Пока это почти фантастика, однако уже обрисовываются достаточно сложные проблемы как медико-физиологические и психологические (нарушение зрения и вестибулярного аппарата, смещение событий из виртуальной реальности в реальный мир, что приводит к затруднению процесса социализации и реадаптации и др.), так и этико-педагогические (ограничивать ли воспитаннику свободу выбора поступков в виртуальном мире, каковы нравственно-этические критерии оценки поведения ребенка в искусственном мире, есть ли возрастные ограничения использования виртуальных методик, как наладить создание и экспертизу сценариев виртуальных ППС, используемых в педагогической практике и др.).

Уже сегодня можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:

индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;