Информационные технологии для качественного и доступного образования

Применение этих технологий помогало и унифицировать, и разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно несхожие технологии, определявшие особенности каждой из трех революций. Бумага, перо и печатный станок – в первой; классные комнаты, лекционные аудитории, лаборатории и библиотеки – во второй; микропроцессоры и телекоммуникации – в третьей.

Однако сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях.

Как обеспечить качество доступного образования. Методы дистанционного обучения сейчас становятся актуальными не только для высшего или профессионального образования. Так, эти методы предполагается использовать и для профильного обучения учащихся старших классов. Обычно программы дистанционного образования нацелены на организацию максимально широкого доступа к нему и имеют весьма нечеткие требования к качеству обучения. Что же необходимо такой программе для создания предпосылок к усовершенствованию качества, даже по сравнению с традиционными формами обучения? Можно сформулировать ряд вполне обоснованных требований.

1. Расширение круга обучаемых должно оправдывать вложенные средства, поскольку для дистанционного обучения даже небольшой группы потребуется создание дополнительных условий. Затраченные средства должны при этом способствовать созданию образовательного пространства, превосходящего по своим возможностям то, что предлагает традиционное учебное заведение.

2. Должна быть создана Internet-библиотека с наглядно структурированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети Internet, формирование индивидуального образовательного пространства, включающего наряду со ссылками на найденные в библиотеке источники дополнительные электронные ресурсы (базы данных, моделирующие программы с реализацией эвристических подходов и т.д.), предназначенные для организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности.