Информационные технологии для качественного и доступного образования

И в этом плане лучше отдать предпочтение и сделать основой разработок широко распространенные продукты универсального назначения (электронные таблицы, системы управления базами данных), представленные крупными фирмами, чем закупать «доморощенные» разработки других учебных заведений. Необходимо заметить, что последние обычно требуют постоянной технической поддержки разработчика, ведя к новым материальным затратам, и морально устаревают еще до того, как удается наладить их бесперебойную работу.

Итак, возможно различное видение того, как использовать современные информационные технологии для повышения качества и доступности образования.

В упрощенном, но, к сожалению, распространенном представлении утверждается, что все решает просто широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. И в этом случае обществу предлагают весьма простое решение – достаточно обеспечить учебные заведения компьютерами и средствами телекоммуникаций и образование, как по мановению волшебной палочки, станет качественнее, доступнее и дешевле. Но даже самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах.

Прагматический подход к использованию информационных технологий предполагает: с их помощью образование можно сделать более доступным с предположением возможных потерь в качестве или повысить качество образования, но для ограниченного, наиболее подготовленного контингента обучаемых.

Предложенные нами принципы внедрения информационных и телекоммуникационных технологий позволяют улучшить качество и расширить доступ к образованию, связать ученых, педагогов и обучаемых с эффективными ресурсами в рамках виртуального образовательного пространства. Естественно, решение этой задачи требует длительного пути, состоящего из многих итераций, которые необходимы для исправления возможных ошибок, лучшего учета конкретных условий.