Информационное взаимодействие образовательного назначения

Использование современных средств обучения, реализующих уникальные дидактические возможности ИКТ, заметно влияет на уже существующие связи между учеником, учителем и средством обучения, а также способствует появлению обратной связи между учителем и средством обучения, учеником и средством обучения.

В этих условиях средства ИКТ становятся активными субъектами образовательного процесса.

В данном случае существует двухсторонняя связь между всеми участниками учебного взаимодействия: учеником, учителем и средством обучения.

Рассмотрим, как осуществляется информационное взаимодействие между учителем, учеником и средством обучения в новых условиях. Взаимодействие ученик — средство обучения осуществляется в различных режимах, обеспечивающих предоставление знаний, контроль за результатами усвоения учебного материала, автоматизацию обработки результатов тестирования и диагностики, осуществления информационно-поисковой деятельности. В случае необходимости на занятиях можно моделировать изучаемые объекты (например, компьютер, принтер и др.), процессы (например, передачи информации по сетям). Использование современных средств обучения привело к тому, что большая часть изучаемого теоретического материала переносится в гипертекстовые, гипермедийные системы. Видеоклипы и анимационные ролики, входящие в гипермедийные системы, должны содержать теоретический материал в небольших по объему экранных фрагментах и иметь возможность продвижения в глубь экрана.

Активными субъектами учебного процесса являются не только ученики и учителя, но и принципиально новое средство обучения, функционирующее на базе средств информационных и коммуникационных технологий. В этих условиях информационное взаимодействие ученика со средством обучения характеризуется следующими особенностями:

- наличие интерактивного диалога, предполагающего в отличие от диалогового взаимодействия обмен текстовыми командами, реализацию более развитых средств ведения диалога, возможность задавать вопросы в произвольной форме с использованием ключевого слова;