Индивидуальный подход в обучении как основа личностно-ориентированного образования

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях .

Для осознания важности изучения такого подхода обратимся к истории изучения проблемы индивидуальности в педагогике.

Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Коменский, отмечая в своем фундаментальном труде "Великая дидактика", что ученики различаются своими способностями - "у одних особенности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Я.А. Коменский утверждает, что "ко всем способностям можно подходить с одним и тем же искусством и методом". Таким образом, педагог усматривает необходимость сочетания организации индивидуальной деятельности. Отмечая важность и целесообразность организации учебной работы на занятиях, соблюдая правило "учить всех всему", учитывая принцип природ сообразности, Я.А. Коменский впервые теоретически обосновал необходимость сочетания обще классной и индивидуальной работы, рассматривая индивидуальный подход к обучающимся как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития при помощи дидактики, не ограничиваясь приспособлением содержания, методов обучения к уровню подготовленности обучающихся

.

Начало теоретическому уровню разработки вопроса индивидуального подхода к обучающимся в обучении положил К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода в условиях коллективной работы, которая и сейчас остается отправной, основополагающей в педагогике, а также идея сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы. Для лучшей организации обучения педагог предлагает объединить детей , отличающихся одними и теми же способностями, в небольшие группы - своеобразный прототип современного дифференцированного обучения .

К идее необходимости индивидуального подхода в обучении приходит и Л. Н. Толстой, учитывая в работе с сельскими детьми Яснополянской школы личностные качества ребенка: как он слушает учителя, как относится к его слову, к содержанию, что представляют собой его творческие работы.