Индивидуальный подход в обучении как основа личностно-ориентированного образования

И первая, и вторая модели при всех своих достоинствах не ставят обучающегося в центр учебного процесса, не считают его субъектом собственной жизни.

Гуманистическая парадигма ориентирована на развитие и «окультуривание» внешнего мира студента, на межличностное общение, диалог, на помощь ему в личностном росте. Здесь студент выступает как субъект жизни, имеющий и реализующий потребность в саморазвитии.

Личностно ориентированное образование - это средство развития индивидуальности, и оно предполагает, прежде всего, создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося.

На наш взгляд, система личностно-ориентированного образования наиболее соответствует современным требованиям подготовки специалиста. При такой системе образования личность студента находится в центре внимания педагога, а деятельность учения - познавательная деятельность - является ведущей. В основе личностно ориентированного образования лежит признание индивидуальности, самобытности, само ценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного неповторимым субъектным опытом .

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно ориентированного образования, начиная с идей воспитания Жан Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии концепций этих педагогов их объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать обучающегося центром внимания педагога, предоставить студенту возможность активной познавательной деятельности через творчество, самостоятельную целесообразную деятельность .

Личностно ориентированное образование было предметом интереса многих представителей отечественной и зарубежной педагогической науки и практики, таких как Ш. А. Амонашвили, В. В. Серикова, И.С. Якиманской, Н.А. Алексеева, К. Роджерса и д.р .